Все, что важно знать.
Продвижение лекарственных препаратов регулируется законодательным ограничениям во многих странах. Не является исключением и Россия.
Не смотря на все запреты, производители лекарственных препаратов традиционно являются в России одними из основных рекламодателей.
Как говорится: предупрежден – значит вооружен!
О том, какие в России приняты законодательные ограничения при продвижении лекарственных препаратов и какие существуют эффективные пути продвижения фарм – брендов, расскажем в этой статье.
Требования и ограничения для рекламы лекарственных препаратов в РФ
В российском законодательстве установлены многочисленные требования, ограничения и запреты в отношении рекламы лекарственных средств. Одной из основных причин такого жесткого регулирования медицинской рекламы является необходимость предотвращения применения лекарственных препаратов без назначения врача и негативных последствий от этого для здоровья, причиняемых самолечением.
На территории РФ действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.04.2023) “О рекламе”: Реклама медицинских препаратов должна соответствовать нескольким требованиям, установленным российским законодательством.
- Общим требованиям к рекламе и объекту рекламирования, установленным ст. 5 – 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе”;
- Специальным требованиям к рекламе, определенными способами, предусмотренным ст. ст. 14 – 20 Закона о рекламе (на радио, телевидении, в печатных средствах массовой информации), если медицинская реклама распространяется соответствующим способом;
- Специальным требованиям к медицинской рекламе, закрепленным в ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»
Правила и ограничения для рекламы лекарственных препаратов
- Рекламное объявление не может гарантировать потребителю безопасность, эффективность лекарственного препарата и отсутствие побочных эффектов.
- Реклама не должна быть ориентирована на несовершеннолетних.
- Запрещено делать отсылки в рекламе на конкретные случаи полного излечения или улучшения общего самочувствия человека благодаря применению этого лекарства.
- В рекламе лекарственных препаратов нельзя использовать отзывы и благодарности потребителя.
- В рекламе нельзя ссылаться на преимущество товара, выявленные в результате обязательных регистрационных государственных исследований.
- В рекламном сообщении запрещено утверждать или предполагать о наличии у человека конкретного заболевания
- Реклама не должна вызывать желание у здорового человека приобрести товар для лечения.
- Запрещено выстраивать рекламу так, чтобы у покупателя складывалось ложное ощущение о том, что консультация с врачом не нужна Реклама не может обещать покупателю отсутствие побочных эффектов, безопасность, и гарантированную эффективность.
- Лекарственные препараты нельзя позиционировать, как БАД, и наоборот.
- Запрещено в рекламе гарантировать эффективность и безопасность лекарства с отсылкой на его натуральное природное происхождение.
! Все перечисленные требования содержатся в пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
При размещении рекламы на интернет – ресурсах, в текстовые объявления будет автоматически добавлено предупреждение «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».
В графические объявления это предупреждение необходимо добавлять самостоятельно.
Рецептурные лекарственные средства
На территории РФ запрещено рекламировать рецептурные лекарственные средства напрямую для потребителей. Исключение составляет реклама в специальных изданиях, предназначенных для врачей и фармацевтов, а также в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, вебинаров и иных подобных мероприятий.
Модерация и документация
При запуске рекламной кампании для безрецептурных лекарственных препаратов необходимо пройти модерацию и предоставить пакет документов:
- копия лицензии на фармацевтическую деятельность;
- копия сертификата или декларации соответствия на лекарственное средство;
- копия регистрационного удостоверения лекарственного средства, если препарат не включен в государственный реестр лекарственных средств;
- копия лицензии на производство лекарственных средств для препаратов, которые произведены в России.
Также, необходимо предоставить гарантийное письмо о наличии всех нужных документов, если вы рекламируете несколько лекарственных средств. Оно должно быть оформлено строго в соответствии с правилами.
Дополнения к “Закону о рекламе”
- В 2021 году появилось обязательное требование – ставить пометки «реклама» на любых видах рекламных материалов, размещаемых в интернете. Это требование внесли в статью 16 Закона № 38-ФЗ на основании Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ. Это требование не касается рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых, в том числе в интернете.
- С 1 января 2021 году ФАС получила право систематически проверять рекламу, размещенную юр. лицами и предпринимателями.
- С 1 июля 2021 года сайты с посещаемостью более 100 000 человек в сутки обязали бесплатно размещать социальную рекламу в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы (Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ).
- Тогда же в 2021 года ввели штрафы за громкую рекламу.
- С 1 сентября 2022 года вступили в силу новые требования к рекламе в интернете. Поправки в закон № 38-ФЗ о рекламе внес Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ. В Законе № 38-ФЗ появилась новая статья 18.1, которая устанавливает подробные правила размещения рекламы в интернете.
Теперь отчитываться о рекламе перед Роскомнадзором обязаны рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые размещают рекламу в интернет, включая рекламу в формате баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписей, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире. Это требование не касается только социальной рекламы.
С информацией о том какие сведения нужно подавать в Роскомнадзор, можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р.
Реклама лекарственных препаратов без нарушения закона – заказать комплексное продвижение в РА “Статус”!
Несмотря на то, что фармакологическая индустрия не «самая легкая» с точки зрения интернет-продвижения, развитие данного направления очень важно, так как расширяет границы рынка сбыта, создаёт новые возможности и позволяет получить дополнительный доход, затрачивая при этом меньше средств, чем при офлайн-рекламе.
РА “Статус” помогает фармацевтическим брендам завоевывать лидирующие позиции на рынке более 15 лет. Наше агентство работает в соответствии с установленными стандартами качества оказания услуг и применяет собственные инновационные разработки для решения поставленных задач.
Многолетний опыт и решение нестандартных кейсов помогли нам развить экспертность и компетенцию в вопросах рекламы, и добиться успеха в продвижении фарм – брендов и лекарственных препаратов. С радостью поможем и вам!